Кто такой UX/UI дизайнер? Какие цифровые продукты он разрабатывает

UX/UI - дизайнер — специалист, задача которого сделать цифровой продукт удобным, понятным, логичным для пользователей, а так же визуально привлекательным.

Цифровой продукт – это продукт который не имеет физической формы и существует только в электронном формате. Это сайты, приложения, веб-сервисы и платформы. Стоит уточнить, что здесь мы разбираем продукты относительно сферы UX/UI, но если взять чуть шире, то к ним можно отнести операционные системы и любое программное обеспечение. Но этим занимаются другие специалисты, не будем затрагивать их область работы.

В определении UX/UI - дизайна две основы:
1) UI, сокращение от «user interface», в переводе на русский пользовательский интерфейс. UI отвечает за визуальное представление интерфейса, а именно за цвета, шрифты, иконки и т.д.
2) UX, сокращение от «user experience», в переводе на русский пользовательский опыт. UX отвечает за функционал и удобство взаимодействия пользователя с сервисом или приложением.

Знания и навыки в области UX и UI дают возможность дизайнеру создать не только эстетичный, но и удобный интерфейс с учетом особенностей целевой аудитории продукта.
UX UI дизайн
На своем опыте я сталкивалась с разными проектами и задачами. Но найти структурированную информацию по цифровым продуктам мне не удалось. Это и послужило триггером для написания этой статьи.

Итак, цифровые продукты распределим на 3 категории:
- по типу
- по бизнес-модели
- по монетизации.

Разберем первое и самое простое, по типу. Продукты разделяются на веб-сервисы и приложения. К веб-сервисам относится любой сайт, который открывается с помощью браузера. Веб-сайты могут открывать и через компьютер и через смартфон. Приложения, чаще мы говорим о мобильных, устанавливаются на телефоны через специальные сервисы, такие как Apple Store или Google Play, и могут работать только на мобильных устройствах ( и планшетах)

По бизнес-модели продукты делятся на:
- В2С (business-to-consumer)
- В2В (business-to-business)
- С2С (consumer-to-consumer)

В2С или бизнес для потребителя. К таким сервисам мы относим любой сайт компании, например, сайт фирмы по установке окон, медицинского центра или интернет-магазин. С одной стороны у нас есть «В» – бизнес, компания по установке окон, с другой «С» – конечный потребитель, человек желающий заказать эту услугу. В этом случае наш сайт компании по установки окон – цифровой продукт является связующем звеном между бизнесом и потребителем. Поэтому наш сайт это В2С.

В2В или бизнес для бизнеса. К такой модели относятся сайты по предоставлению услуг бизнесу, например обучающие курсы для руководителей предприятий.. С одной стороны есть компания, которая продаёт обучающие курсы, с другой – предприятие, которое хочет улучшить показатели за счёт обучения своего руководителя. Обе стороны являются «бизнесом», а сайт по продаже обучающего курса будет относиться к В2В модели.

С2С или потребитель для потребителя. И здесь приведу в пример сервис «Авито», где есть возможность мне, как частному лицу, продать свой автомобиль такому же частному лицу. А сам сайт или приложение «Авито будет С2С сервисом.

Я бы отдельно еще выделила такую группу как смешанные. Иногда цифровой продукт может совмещать в себе две бизнес-моделей. Например, сайт завода «АвтоВАЗ». К компании приходят как частные лица, для покупки авто с завода, т.е. будет В2С модель, так и дилеры т.е. будет В2B модель.

По монетизации:
- коммерческие
- некоммерческие.

Коммерческие подразумевают собой получение основной или дополнительной прибыли за счет функционирования цифрового продукта. Некоммерческие - прибыль не получает. К некоммерческим относятся государственные или волонтерские проекты.

Часто UX/UI-дизайнеры работают над коммерческими проектами, разрабатывая сайт или приложения для В2С или В2В рынка.

типы цифровых продуктов

Автор: Борисова Ольга. UX/UI дизайнер

Другие статьи

Правила создания адаптивного дизайна для веб-сайтов
Как практически использовать правило, рассмотрим на примерах